Пирамида ароматов в парфюмерии

Профессиональные парфюмеры различают более тысячи уникальных компонентов женских духов. Обычные женщины часто не могут представить и половины ингредиентов. Именно для облегчения выбора парфюма создана пирамида ароматов. Она включает поэтапный перечень запахов, знакомых многим, и не содержит сложных химических определений. Знание принципа построения ароматов помогает подобрать подходящие духи.

Что такое пирамида ароматов

Пирамида в женской парфюмерииЛюбым женским духам свойственно на протяжении дня менять «мелодию» запаха: от летучего интенсивного до более мягкого, но насыщенного и стойкого. Структуру парфюма определяет та самая пирамида, которая формирует ступени аромата.

Сортировка происходит по распространенной классификации, каждый вид которой условно обозначает парфюмерную группу. Чем выше расположена нота в пирамиде, тем меньше составляет время и сила ее ощущения.

Существует три уровня нот:

  • Высокие или верхние – начальные ноты, которые чувствуются первые полчаса.
  • Сердечные или средние – это плавно переходящий начальный аромат, более устойчивый по структуре, чем верхний.
  • Нижние или базовые – шлейфовые ноты, способные держаться от нескольких часов до 2-3 дней.

Не бывает четкого распределения уровней в пирамиде ароматов. Каждая составляющая парфюма испаряется в течение разного времени. Также возможно проявление не трех, а четырех и более уровней. Процессы раскрытия парфюмерных композиций происходит плавно и неоднородно. На этот процесс влияет тип кожи, окружающая атмосфера, индивидуальная химия организма, обоняние, концентрация духов. Под влиянием различных факторов период может увеличиться или сократиться.

Классификация ароматов создана не только для точного определения состава туалетной воды, но и как помощник при выборе подходящего парфюма. А запах – это первое, на что обращают внимание окружающие. Пирамида ароматов доступно показывает, из каких компонентов состоят духи, насколько они устойчивы и каким будет завершающий шлейф. Почувствовав первые ноты, следует ожидать их перевоплощения.

Верхние ноты

Верхние ноты – это первоначальные ощущения от запаха пирамиды. Они раскрываются в первые 5-10 минут, представляя едва уловимый шлейф. Следующие 10-15 минут приобретают все меньше насыщенности, после чего исчезают. Для верхних нот в парфюмерии обычно используются:

  • Цитрусовые – лимон, мандарин, имбирь, бергамот, клементин. Передают деликатные кисло-сладкие оттенки с экзотическим привкусом, тонко развеваются в воздухе. Они эффектно разбавляют сладость фруктов или приторность цветов.
  • Свежие – мята, огурец, морской бриз, зеленый чай. Действуют освежающе, помогают точно воспринять изыски аромата. Обычно применяются в сочетании с компонентами, имеющими противоположные свойства.

Мгновенная реакция на приятные начальные ноты в пирамиде ароматов часто подталкивает к импульсивной покупке. Чтобы не ошибиться с духами, следует подождать 15-20 минут до полного испарения и проявления центральных сердечных нот.

Сердечные ноты

Следующий этап раскрытия пирамиды парфюма – это появление средних или сердечных нот. Они отличаются длительным шлейфом спокойных и мягких тонов. Ноты сердца дают представление о качестве и стойкости парфюма. Середина композиции ориентирована на окружающих – именно они ощущают развевающийся запах духов. Центральное послевкусие держится 2-6 часов, в зависимости от конкретных компонентов.

Нотки сердца в парфюмерии включают:

  • Цветочныероза, лилия, ландыш, жасмин, фиалка, мимоза. Идеально передают женственный образ, придают молодости и свежести. Могут иметь контрастный переход от мягкого запаха к резкому. При сочетании с цитрусом дополняют друг друга, но способны вызвать едкую смесь, если их комбинировать с резкой группой.
  • Фруктовые – яблоко, дыня, клубника, банан, ананас, малина, кокос. Сладкие, иногда томные дурманящие запахи фруктов преподносят женщину кокетливой и дерзкой. Иногда сюда относятся овощи с незначительно выраженным запахом.
  • Фужерные – папоротник, лаванда, агава, хмель, женьшень, табак, шалфей, кактус. Экстравагантные женщины предпочитают «зеленую» группу благодаря неповторимой резкости и оригинальности. Находясь в составе парфюма, ноты могут кардинально изменить общее восприятие аромата.
  • Пряные – кофе, ваниль, гвоздика, корица, мускатный орех, фенхель, шафран. Представители аппетитной группы, которые могут действовать двойственно: создавать уникальную «перчинку», при этом иметь охлаждающее послевкусие.

Сердечные ноты позволяют правильно выбрать нужные духи. Для них специально подбирается легкое ненавязчивое сочетание, которое не будет раздражать ни обладательницу парфюма, ни окружающих ее людей. Когда «сердце» пирамиды полностью выветривается, на смену ему приходят базовые элементы композиции.

Базовые ноты

Нижние или базовые ноты являются завершающей ступенью раскрытия пирамиды аромата. Нижняя часть композиции уникальна и непредсказуема. Сложно заранее понять, как поведет себя запах в определенных условиях. Базовые ноты проявляются дольше всех. Когда их ожидать, невозможно угадать. Они могут соединиться с «сердцем», могут появиться после полного исчезновения сердечных оттенков. Бывает, что база возникает капризно, оставляя после себя крепкий шлейф.

Нижние ноты пирамиды в парфюмерии:

  • Древесные – сандал, пачули, кедр, уд, сосна, эвкалипт, дубовый мох. Представляют собой тяжелую насыщенную композицию, влияют на окончательное восприятие запаха. Не имеют одинакового оттенка, меняются в зависимости от сочетания.
  • Бальзамические – перуанский, капайский, гурьюнский бальзамы. Звучат как пудровые, эффектно смягчают терпкость фужерных или грубость древесных нот. Проявляются незначительно, но держатся стойко.
  • Смолы – стиракс, пихта, мирра, бензоин, олибанум, копал, джугул. Ощущаются как густые навязчивые оттенки с приторным послевкусием. Приятно дополняют контрастные тона пирамиды, обеспечивая неповторимый запах.
  • Анималистические – мускус, амбра, кожа, трюфель, лабданум, мед. Являются натуральными ароматами, способными пробуждать определенные чувства человека. Многие натуральные компоненты запрещены, поэтому используют синтетические копии.

Благодаря нижней ступени парфюма, «музыка» аромата зазвучит с новой силой, оттеняя или дополняя все предыдущие запахи. В отличие от верхних и сердечных, базовые ароматы пирамиды сохраняются на волосах, коже, одежде.